Статья / Философия / О философии / Джняна-йога, Адвайта-Веданта Шанкары
Джняна-йога, Адвайта-Веданта Шанкары
Джняна-йога, Адвайта-Веданта Шанкары
О йоге познания речь идет уже в "Бхагавадгите", где она противопоставляется йоге как деятельной психотехнике и называется санкхьей (не путать с классической школой того же названия!). Санкхья "Гиты" связывается текстом с квиетизмом, отшельничеством, полным отречением от действий и устремленностью к безличному Непроявленному. Но джняна-йога в ее классическом варианте тесно связана с Адвайта-Ведантой (недвойственной ведантой) Шанкары (Шанкарачарья, традиционная, но недоказанная датировка – 788-820 гг. н.э.). Поэтому разговор о джняна-йоге нуждается в предварительном кратком освещении этой влиятельнейшей брахманистской философской школы, прямо базирующейся на учении Упанишад, "Бхагавадгиты" и "Брахмасутр" Бадараяны (прастхана трая – "тройная основа"), что, правда, не отменяет и сильнейшего влияния буддизма, испытанного этой школой.*
* Шанкару даже называли криптобуддистом, "праччхана бауддха" (замаскированным буддистом). О Веданте см.: Костюченко В.С. Классическая Веданта и неоведантизм. М., 1983; Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991.
Основной тезис Адвайта-Веданты предельно прост: "джаган митхьям, брахмо сатьям, дживо брахмайва напарах", что означает: "мир ложен, Брахман (Абсолют) истинен, душа (джива) ничем не отличается от Брахмана". Другими словами, Адвайта-Веданта базируется на тех Упанишадах, которые провозглашают абсолютную недвойственность или тождественность "Я" (Атмана) и Абсолюта (Брахмана). Поэтому соответствующие высказывания Упанишад рассматриваются в традиции Шанкары как "махавакья" ("великие речения"), к которым относятся такие высказывания, как "это есть То", "не это, не это", "я есмь Брахман" и "один, без второго". Недвойственный и лишенный каких-либо мыслимых атрибутов и качеств (ниргуна) Атман-Брахман считается единственной Реальностью, и он лишь иллюзорно является в виде множественного мира объектов и эмпирических субъектов. Подобно тому, как веревка может быть по ошибке принята за змею, а перламутр за серебро, и Брахман в силу некоего фундаментального заблуждения (авидья) предстает в виде множественного и дуального (дихотомия субъекта и объекта) мира. Поэтому эмпирический мир и эмпирические личности равно являются авидьей/майей, иллюзией, которая исчезает при устранении авидьи (поэтому учение Шанкары часто называют "майявадой", "доктриной иллюзионизма"). Отношения между Брахманом и майей неопределимы: майя не может быть началом, отличным от Брахмана, но не может и быть тождественной ему, поскольку Брахман есть чистое Сознание. Равным образом некорректен и вопрос о субъекте заблуждения: им не может быть ни эмпирическая личность (сама плод заблуждения), ни Брахман как абсолютное Сознание. Видимо, самое представление о том, что у неведения должен быть какой-то субъект-носитель, порождено заблуждением.
Адвайта-Веданта в соответствии с текстами Откровения (шрути) признает существование личного Бога (Ишвара), но он, как и все прочее, кроме Брахмана, иллюзорен и не наделен абсолютной реальностью.
Джняна-йога, Адвайта-Веданта Шанкары
|
Статья / Философия / О философии / Джняна-йога, Адвайта-Веданта Шанкары
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|