Статья / Философия / О философии / Буддийская философия
Буддийская философия
Буддийская философия
Философия Буддийская Пусть это будет и некоторым преувеличением, но все же есть основания утверждать, что еще ни одной из работ, заявленных как "исследование буддийской философии", до сих пор не удавалось удерживаться строго в пределах таким образом обозначенной авторами темы - все они, так или иначе, неизбежно выходили за границы того, что принято считать собственно "философией". Проблема заключалась, конечно, не в авторах, а в особенностях самого предмета изучения.
Действительно, буддийская Дхарма плохо укладывается в рамки такого европейского понятия как "философское направление". Возможно поэтому многим приступающим к ее исследованию привычней и надежней оставаться в области очерченной достаточно расплывчатым, но удобным определением - "религиозное течение". Удобным на первый взгляд.
При более близком знакомстве с предметом обнаруживается, что и такое привычное понятие, как "религия", не объясняет специфики буддизма. Оно вообще мало что объясняет, но как раз в силу своей широты и неопределенности позволяет закрыть глаза на многие несообразности, несоответствия схемы и действительности (а при необходимости наиболее зияющие "дыры" помогает "замаскировать" с помощью словосочетаний типа "религиозная философия" и т.п.).
К сожалению, при отсутствии других приходится довольствоваться теми понятиями, которые есть. За неимением одного подходящего приходится использовать все, имеющие хоть какую-то эвристическую ценность. Но, может быть, такая многоплановость, системная сложность объекта исследования в сочетании с его цельностью и нерасчленимостью даже в мысленном эксперименте указывает на необходимость изменения самого масштаба его рассмотрения? Если это предположение верно, то "буддийская философия" лишь часть, причем нерасторжимая часть, того целого, которое называется "buddhadharma, и поэтому не может изучаться отдельно от других его частей, и тогда становится понятно, почему В.Г.Лысенко свою работу "Ранняя буддийская философия" начинает такой фразой: "Данное исследование призвано служить введением не только в собственно философию буддизма, но и до некоторой степени в его религию, культуру и цивилизацию"[1]. Обратим внимание на последние слова и запомним. Представляется, что они появились здесь не случайно, хотя о буддийской цивилизации как таковой в работе, по сути дела, ничего не говорится. Но контекст, в котором буддийская цивилизация и культура упоминается в связи с буддийской философией, очевиден.
Во-первых, буддийская философия выступает здесь идейной основой, истоком буддийской цивилизации. А во-вторых, что на наш взгляд неизбежно из этого контекста следует - вне всей совокупности явлений, составляющих основное содержание буддийской культуры и цивилизации, буддийская философия не может быть адекватно "прочитана" и понята. Хотя в книге так прямо не говорится, но всей логикой своих рассуждений автор подводит читателя к такому выводу.
Касаясь проблемы разграничения "философии" и "не-философии" и имея в виду не только буддизм, но и другие индийские школы, В.Г.Лысенко ссылается на необходимость учитывать "гораздо более широкий контекст истории культуры, чем это принято в истории европейской философии". И дело не только в том, что этот контекст может быть в большей или меньшей степени известен читателю. Как справедливо отмечает автор, знакомясь с философскими достижениями буддийской культуры и цивилизации, "нельзя не задуматься об их месте в ней и о возможности рассматривать их по тем же законам, что и философскую мысль в контексте европейской культуры"[2]. На многих страницах книги доказывается и показывается, что эти контексты различаются.
Так, если для европейской философии основным мотивом были теоретические поиски высшей объективной Истины, то для буддизма проблема истины существовала главным образом как проблема достижения такого состояния сознания, в котором реальность открывается ему такой, "как она есть" - yathabhutam. Истина, с точки зрения буддизма, не имеет самостоятельного значения "вне ценности "спасительного" преобразования психики человека". Под "Дхармой" В.Г.Лысенко подразумевает "целостность всего буддийского пути спасения в единстве его "энаниевых" и психотехнических аспектов", а под проповедью Будды - "лишь одну из приуроченных к данному моменту форм его выражения"[3]. Философствование Будды никогда не стремилось к идеалу замкнутой системы идей, самодостаточной в пределах собственных посылок, а всегда приобретало формы, позволяющие учитывать теоретическую позицию оппонентов, "перекликаясь" с философскими взглядами собеседников[4]. Здесь уместно вспомнить слова Дж. Мура о том, что "поиски "единства" и "системы" за счет истины не являются ... задачей философии, хотя бы даже философы в действительности всегда стремились к этому"[5]. [/5][/4][/3][/2][/1] Буддийская философия
|
Статья / Философия / О философии / Буддийская философия
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|