Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.1-4
1.Саньджая сказал.
Ему тогда, переполненному состраданием, с глазами, полными слез о гибели семьи, сокрушающемуся, Мадхусудана, Бог Кришна, сказал такие слова:
2. Шри Бхагаван Сказал.
Откуда в твоих желаниях появилась эта грязь. Желания, порождаемые у людей, не знающих истинного назначения жизни, не приводят к высшим планетам. Не выполнение предписанного долга причина, о, Арджуна.
КОММЕНТАРИЙ:
Бог Кришна начинает отвечать Арджуне не сразу, но указывая ему, прежде всего, на его качества. О какой грязи в желаниях Арджуны говорит Бог? Прежде всего о нежелании сражаться, что есть также пренебрежение долгом кшатрия, а также несомненно имеется ввиду и готовность Арджуны погибнуть, «будучи безоружным против тех, кто с оружием в руках», что, опять же, не является лучшим выбором. Акцентрируя на этом внимание, Бог в дальнейшем пояснит и Арджуне, и многим-многим другим, что на самом деле лучше. Также, выбор Арджуны никак не соответствовал Плану Бога на него и должен рассматриваться, как прямой вопрос к Богу относительно себя и своих дальнейших действий, ибо, считывая внутри себя энергии Бога, как нежелание сражаться, Арджуна никак не мог их преодолеть в одиночку, как и не мог окончательно разрешить этот вопрос самостоятельно, ибо уже находился в том соединении с Богом, когда начинаешь давать себе в этом отчет, даже высказываясь и поступая не лучшим или противоположным образом.
Также надо сказать, что ни в поведении Арджуны, ни в его желаниях Бог на самом деле грязи не видит. Бог беспристрастен и никогда не упрекнет того, кто стоит на своей ступени, его ступенью, как невозможно упрекнуть ребенка за его неразумность, а старца за старость, или животное за то, что оно на своей ступени развития, но каждый ведом Богом, и каждый пройдет через все ступени от низшей к высшей, не миновав и не перешагнув ни одну и в свое время, от живого существа независящее. Но в разговоре с Арджуной Бог говорит так, как с ним должно говорить, исходя из его уровня развития и понимания.
В непосредственном разговоре с человеком Бог как бы приближается к нему, к его пониманию, интеллекту, исходит из его уровня мышления, его знаний на тот момент, поскольку поднять его до Своего уровня невероятно. Но и чтобы приблизить к Себе живое существо через совершенные духовные знания, тоже необходимо время и достаточно продолжительное.
Бог, указывая человеку на его ошибки или недостатки, на самом деле указывает ему на его ступень с целью призвать к обозрению своих недостатков, или отработавших себя качеств, теперь тормозящих развитие человека, и далее призвать к сотрудничеству с Богом в этом направлении для дальнейшего подъема. Бог так делает всегда или Лично, или через других людей, выявляет, поднимает наверх те качества, которые или должны быть изменены, должным образом трансформированы, дополнены или уже изжили себя и от них следует полностью отказаться, или только начинают проявлять себя и их следует направить в нужное русло. Т.е. у Арджуны необходимо назрела перемена, переход на новый уровень понимания и духовного видения, и ему следовало начинать помогать, но, а любая помощь начинается с критики качеств неподходящих, мешающих, основывающихся на знаниях временных, несовершенных и теперь уже неавторитетных. Но это процесс достаточно болезненный, и самому Арджуне не понять, что с ним: или он так слаб и греховен, или иначе стал воспринимать то, с чем не раз сталкивался, т.е. почувствовал в себе высшее милосердие к другим, что не совместимо с долгом кшатрия, того, кто по роду своей деятельности призван защищать государство, невзирая ни на что. Арджуна на фоне своих переживаний и сокрушений скорее готов был принять себя за слабого и греховного и мыслил, как повести себя перед Лицом Бога. Может быть, Бог и желает видеть его решительные действия? Может быть, отказ от сражения удовлетворит Бога? Может быть, так пристало выбрать, ведь, все остальное невозможно было как-то объяснить и тем более оправдать. Поэтому надо было в его понимание привнести то, чего Арджуне при этих чувствах и переживаниях недоставало: а именно те знания, которые бы все поставили на свое место, которые бы объяснили ему, почему сражаться надо и как сражаться надо. Бог отрицательно отзывается о качествах Арджуны и потому, чтобы, заострив внимание Арджуны на нем самом, привлечь его к диалогу с Богом в достаточно заинтересованной мере, чтобы он проявил большую активность и внутреннюю работу, чтобы диалог стал подвижным, развивающимся, обоюдным.
Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.1-4
|